Софт трудного времени

В ситуации, когда перспективы совершенно неясны, хочется найти нечто незыблемое, что может служить опорой. Применительно к корпоративному ПО речь может идти о нишевых продуктах или направлениях, спрос на которые не упадет или снизится минимально.

Многие эксперты, в том числе и аналитики IDC, предполагают, что такой относительно устойчивой областью окажутся средства бизнес-анализа (Business Intelligence, BI). «В некоторых сегментах рынка режим экономии может дать положительный эффект. Системы бизнес-аналитики — важный инструмент контроля расходов, и IDC считает, что компании не откажутся от проектов по их установке» (IDC, Russia Vertical Markets 2008–2012 Forecast).

Вендоры и интеграторы смотрят на этот класс приложений достаточно оптимистично: никто из участников данного обзора не усомнился в востребованности BI-приложений в ближайшее время.

«Сейчас объективно наблюдается скачок спроса на инструментарий бизнес-аналитики, — считает главный специалист компании „Нетком“ Алексей Сахаров. — Все больше компаний хотят иметь в своем арсенале средства поддержки принятия решений. Мотивированное решение требует ответов на три главных вопроса: что происходит? что делать? как делать? На первый отвечает бизнес-аналитика. На второй и третий — система планирования и бюджетирования».

В сложной экономической ситуации будут востребованы системы, которые позволят быстро и четко управлять бизнесом, с наименьшими затратами осуществлять мониторинг деятельности, уверен Сергей Белевицкий, генеральный директор ГК «РАМЭК». По его мнению, к таким решениям прежде всего относится BI: они дают возможность не только существенно сократить время на подготовку отчетов, но в первую очередь оценить эффективность бизнеса здесь и сейчас. В текущих условиях максима «Время — деньги» верна как никогда, говорит Белевицкий, а в сегодняшней ситуации BI может окупить себя за полтора года, начав приносить реальную отдачу с самого момента внедрения.

«В IV квартале 2008 г. и в I квартале 2009 г. по объемам пресейла и продаж BI-проектов мы идем в графике докризисного периода 2007–2008 гг.», — сообщает Анатолий Сёмин, руководитель отдела систем бизнес-анализа компании R-Style, и объясняет это особенностями BI-проектов, прежде всего их относительной краткосрочностью. «Мы выполняем полный цикл работ по построению и запуску BI-системы (создание хранилища данных, разработка процедур извлечения, очистки и подготовки данных, настройка аналитических приложений, внедрение системы и обучение пользователей) за 3–5 месяцев. Если же у заказчика уже есть хранилище данных и его модернизации не требуется, то внедрение BI-системы, включая подготовку технического задания, формирование витрин данных и информационных панелей, настройку алгоритмов углубленного анализа, может быть выполнено за 1–2 недели», — поясняет он.

Самым осторожным оказался Максим Андреев, руководитель направления бизнес-приложений компании «Крок». Сегодня сложно прогнозировать спрос на проекты в области бизнес-аналитики, считает он, хотя и наблюдает больший интерес клиентов, нежели год назад. «Многие руководители осознали, что подобные проекты могут принести реальную пользу в снижении затрат и повышении эффективности. По оценкам одного нашего заказчика, инвестиции в проект внедрения системы корпоративной отчетности полностью окупились за один день — система позволила руководству быстро принять решение стоимостью несколько миллионов долларов», — рассказывает он. Но у заказчиков, во всяком случае у некоторых, мнение совершенно иное.

Что востребовано?

С тем, что сейчас будут нужны решения с быстрой окупаемостью, согласны все. Вопрос в том, о каких именно решениях идет речь. Алена Дробышевская, руководитель группы консультантов по бизнес-приложениям корпорации Oracle в СНГ, полагает, что это в первую очередь системы построения и анализа планов, прогнозов и бюджетов, а также средства консолидации данных, приложения для бизнес-анализа и построения управленческой отчетности (весь спектр приложений Hyperion). В настоящее время в России идет около 15 проектов внедрения систем такого класса, говорит она, спрос на эти решения наблюдается практически во всех отраслях — от розничной торговли до добывающей промышленности — и наименее подвержен колебаниям в связи с внешними факторами.

Директор по бизнес-решениям SAP CIS Илья Соловьев говорит о реальном спросе на аналитические системы. В области планирования/бюджетирования (гибкое, с возможностью сценарного моделирования) в последние месяцы стартовало 10 проектов, из которых три очень большие, в крупных компаниях нефтегазового и сырьевого секторов, металлургии. Эти проекты отличает то, подчеркивает он, что ряд компаний уже имели классические системы бюджетирования, а многие из них — бюджетирование на средствах SAP. Данные системы позволяют создавать совершенный с точки зрения детализации и сведения финансовой информации бюджет, однако имеют ограниченные возможности создания множества гибких сценариев и прогнозных бюджетов, необходимых в современных условиях. Ярким примером такого рода является холдинг «Мечел», выбравший решение SAP Enterprise Performance Management suite для решения ряда финансовых задач, в том числе бюджетирования и финансовой консолидации.

Не менее востребована, полагает Соловьев, корпоративная отчетность (быстрая, ad-hoc, с возможностью самостоятельного построения отчетов конечными пользователями), где у вендора более 20 клиентов в самых различных отраслях, в том числе в телекоме, банках, авиа- и железнодорожных перевозках, в производстве продуктов питания, в нефтегазе, энергетике и производстве промышленных товаров. Создание рабочих панелей (dashboards), по мнению Соловьева, позволяет получить новую, до настоящего момента недоступную информацию и представить ее в удобном для принятия решений виде. Несколько таких проектов стартовали в последнее время. Востребовано даже относительно новое для России направление: анализ и моделирование затрат, оценка прибыльности по методу Activity Based Costing, по которому идут проекты в сервисной сфере нефтегазового сектора.

«Управление взаимоотношениями с клиентами — тема не новая, но особенно актуальная именно сейчас, когда, казалось бы, проверенные клиенты уходят или подводят, — рассказывает Илья Соловьев. — Мы имеем два проекта (в телекоме-медиа, повышение эффективности массовых коммуникаций с массовыми же клиентами, и в нефтехимии — повышение качества работы с крупными заказчиками)».

Эта краткая статистика SAP хорошо иллюстрирует сравнительную востребованность решений разных классов. Как же все-таки вовремя гранды ИТ-отрасли решили прикупить производителей BI-решений…

Владимир Водянов, директор подразделения Microsoft Business Solutions Россия, считает: «Предприятия сейчас не могут позволить себе ориентироваться на дорогие системы с длительным периодом внедрения — они должны выбирать наиболее доступные в приобретении и быстрые во внедрении инструменты. К решениям для бизнес-аналитики это тоже относится, но круг высокотехнологичных решений, которые помогают бизнесу в ситуации кризиса, ими не ограничивается, поскольку многим компаниям требуется быстро и относительно недорого автоматизировать планирование и контроль финансовых потоков в режиме реального времени; оптимизировать дебиторскую и кредиторскую задолженности и управление затратами основного производства; повысить продуктивность продаж и маркетинга; создать достоверную, оперативную и качественную отчетность. Именно такие решения предлагает Microsoft Business Solutions, поставляющий на российские рынок системы класса ERP: Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV — и систему для управления отношениями с клиентами Microsoft Dynamics CRM».

Однако множество экспертных мнений говорит о том, что новых ERP-проектов в текущем году будет очень мало, если вообще будут. В этом сегменте падение неизбежно, тем более что попытки «1С» пробиться со своими продуктами вверх, к средним и даже крупным заказчикам, похоже, оказываются успешными.  

Автор: Ольга Мельник

Источник: http://www.crn.ru/

Полная версия статьи «Софт трудного времени»

Подписка

RSS-материал