Страховщики реорганизуют ИТ-инфраструктуру

Страховой бизнес — развивающийся сектор финансовой отрасли страны —растет и набирает силу в конкурентной борьбе за клиентов. Наблюдается серьезное продвижение розничного направления, расширяются филиальные сети, появляются компании прямого страхования. Оптимизируя операционные расходы, страховые компании стремятся централизовать управление все более сложным хозяйством. Меняется подход к автоматизации компаний — от отдельных приложений для страхового бэк-офиса и финансового учета к созданию комплексных систем, обеспечивающих ИТ-сервисы для поддержки операций с клиентами, бизнес-процессов андеррайтинга и урегулирования убытков, гибкой тарифной политики, услуг, оказываемых внутренним подразделениям компании, и для других задач. Для некоторых из них значимость ИТ-сервисов становится критической с точки зрения рентабельности бизнеса.

ИТ-архитектура страховой компании

Построение целевой ИТ-архитектуры — одна из ключевых задач ИТ-стратегии. О том, какие трудности могут возникнуть перед страховой компанией на пути её реализации, говорил в своем выступлении Артем Натрусов, CIO, заместитель генерального директора группы компаний РОСНО. И первая из них — выбор программной платформы. Что лучше — использовать платформу российского производителя или зарубежного? При этом многие интернациональные компании применяют разные решения в разных странах.

Программная платформа наших страховщиков традиционно базируется на двух китах — специализированной страховой (как правило, бэк-офисной) и финансовой системах. Рынок ПО для автоматизации финансового учета представлен более широко и является в России более зрелым, чем страховой. “Среди продуктов, предлагаемых в секторе страхового ПО, еще отсутствуют доминирующие тиражируемые решения”, — констатирует Артем Натрусов. — Предлагаемые отечественные программные продукты не покрывают необходимой функциональности. Поэтому многие ведущие российские страховщики до сих пор пользуются собственными разработками, а число крупных проектов у российских производителей страховых систем невелико. Внедрение же интернациональных решений, вобравших в себя лучшие мировые практики, сопряжено со сложностью их адаптации к российским особенностям ведения дел и к требованиям государственных регуляторов. Кроме того, их использование вызывает, как правило, изменение бизнес-процессов компании, что является одной из причин неуспешности таких проектов.

Построение целевой архитектуры требует интеграции финансовой и страховой систем.

В автоматизации работы страховых агентов — фронт-офисном компоненте ИТ-архитектуры — основной проблемой является печать бумажного полиса, подписанием которого заканчивается общение с клиентом. Работа с принтером — обуза для агентов, и продвигать такое решение, считают в РОСНО, сложно. Стратегия развития этого направления — внедрять современные мобильные средства технического оснащения агента, а также мотивировать его завершать сделку с клиентом созданием электронной копии полиса. В этой связи растет значимость инновационных каналов агентских продаж — через Интернет. Однако их использование ограничено особенностями канала. В случае возникновения проблем с интернет-каналами наиболее целесообразно, например, для региональных автосалонов задействовать приложения, использующие как офлайн-, так и онлайн-режимы обмена данными. Для клиентов удобно также иметь калькулятор на сайте страховой компании, что позволит им “поиграть” с условиями договора КАСКО, франшизой (формой собственного участия страхователя в покрытии убытка; применяется, как правило, для тех случаев, когда убытки страхователя относительно невелики) и сразу же оценить потенциальную стоимость полиса. “Во многом это еще экзотика, но такие инструменты начинают распространяться, создавая для страховщика дополнительное конкурентное преимущество на рынке”, — говорит г-н Натрусов. Интернет-решения вносят также существенный вклад в клиентский сервис на стадии урегулирования убытков и пролонгации полиса. В РОСНО, сообщил г-н Натрусов, запущен проект электронного интернет-магазина, когда полис можно оплатить платежной картой с помощью электронных платежных систем (“Яндекс-деньги” или WebMoney).

В целом ИТ-стратегия должна отвечать требованиям бизнеса, повышать уровень сервиса (скорость урегулирования убытков, качество андеррайтинга), лояльность пользователей, коэффициент пролонгации полисов, увеличивать объемы продаж, оптимизировать операционные затраты, улучшать качество принятия управленческих решений. Такие проекты желательно оценивать как инвестиционные в какой-то их части. Тогда с точки зрения бизнеса они выглядят более убедительно.

Аналитика в страховом деле — вопрос времени!

Для решения задач, к которым сегодня подошли крупные страховые компании, — а это прежде всего автоматизация расчета тарифов, бизнес-процессов андеррайтинга и урегулирования убытков, оптимизация затрат, совершенствование взаимоотношений с клиентами и партнерами — рассматривается возможность применения таких технологий, как хранилища данных, CRM системы, системы управления эффективностью бизнеса (BPM) и аналитические программные средства.

Современные требования рынка по оказанию услуг страхования, такие как оперативность, качество, мобильность, гибкость, ориентация на потребности клиента, а также необходимость сокращения расходов, обеспечение надежности и рентабельности бизнеса, заставляют ведущих российских страховщиков приступить к серьезной модернизации ИТ-инфраструктуры. Вслед за банками пришел черед и для страхования осваивать на практике парадигмы SOA, BI и клиенториентированности.

Автор: Наталья Шестопалова

Источник: http://www.pcweek.ru/

Подписка

RSS-материал