17.10.09 Тенденции развития рынка BI

Среди главных тенденций 2008 года аналитики Gartner отметили «взросление» сегмента «открытого» ПО, развитие технологий Web 2.0 и уверенный рост в области BI-систем «по требованию» (SaaS). Эксперты из AMR Research наблюдают более тесную интеграцию решений для бизнес-анализа (BI) и для анализа эффективности бизнеса (PM). В TDWI говорят о растущей популярности нового класса BI-систем – управляемых событиями (event-driven).

По мнению аналитиков Gartner, в трудные времена первым шагом на пути к выживанию и развитию бизнеса должно стать повышение его прозрачности, что позволит выявить основные центры затрат и более четко выстроить стратегию управления. Поэтому даже в период экономического кризиса и сокращения затрат на ИТ, спрос на аналитические инструменты остается высоким. Однако темпы роста рынка BI все же замедлятся.

«Высокие» продажи в 2008 году объясняются, отчасти, тем, что BI-решения стали первыми кандидатами для осуществления кросс-продаж после того, как крупные вендоры осваивали клиентскую базу поглощенных ими разработчиков. Однако эти процессы близки к завершению, и первая половина 2009 года продемонстрировала это.

По мнению экспертов из Gartner, при оценке будущих инвестиций в BI потенциальные клиенты будут уделять больше внимания полноте предлагаемого стека бизнес-приложений и взаимодействию с интеграционными платформами, отказавшись от ориентации на лучшие в своем классе решения (best-of-breed). Однако, по утверждению аналитиков, это не мешает развитию и более мелких, нишевых BI-разработчиков, темпы развития которых в 2007 году даже опережали общерыночные.

Присутствуют на рынке и другие тенденции, способные отчасти выровнять положение и не допустить окончательного перекоса рынка в сторону небольшого числа основных игроков. Среди главных тенденций 2008 года аналитики отметили «взросление» сегмента «открытого» ПО, развитие технологий Web 2.0 и уверенный рост в области BI-систем «по требованию» (SaaS).

ERP-системы, уже внедренные в очень многих крупных и средних компаниях, порождают огромные объемы оперативной информации. Чтобы сделать эту информацию действительно ценной, ее необходимо анализировать. В этом смысле именно BI-системы способны реально улучшить обоснованность управленческих, в том числе стратегических решений. Помимо уже привычных функций по построению отчетности и OLAP-анализа, разработчики BI-систем начали предлагать такие инструменты, как информационные панели (dashboards), карты показателей и другие средства для визуализации и поддержки стратегического мышления.

Кроме того, развитие новых технологий, таких как обработка данных в оперативной памяти, предоставление ПО «по требованию», развитие инфраструктуры «облачных» вычислений, сервисно-ориентированная архитектура и развитие поисковых алгоритмов, позволяют значительно облегчить сами процессы внедрения и использования BI-систем, а также сделать BI-решения более доступными и привлекательными для компания малого и среднего бизнеса.

Значительная часть управленческих решений относятся к разряду оперативных, то есть должны приниматься в режиме, близком к реальному времени. Поэтому спрос на решения для оперативного бизнес-анализа продолжает расти. Кроме того, помимо глобальных BI-решений, охватывающих компанию в целом, вероятен рост спроса на более узкие решения, предназначенные для решения задач в рамках одного подразделения или направления бизнеса.

Часть компаний, нормализовав процессы в области операционного управления, переходят к решению задач повышения эффективности бизнеса, как в области управления финансами, так и при регулировании «неденежных» потоков (управлении клиентской базой или цепочками поставок).

Еще одной из ключевых тенденций развития BI аналитики считают стандартизацию, которая является как «подстегивающим», так и сдерживающим фактором развития рынка. С одной стороны, она обеспечивает вендорам огромный «фронт работ», а с другой стороны позволяет клиентам упорядочивать существующую ИТ-инфраструтуру, не прибегая к покупке новых крупных решений.

По мнению аналитиков из AMR Research, решения для бизнес-анализа (BI) и для анализа эффективности (PM) бизнеса будут теснее интегрироваться между собой, поскольку компании все больше осознают взаимосвязь между операционными и финансовыми результатами, причем эта взаимосвязь будет развиваться как вширь, охватывая все стороны управления предприятием и даже взаимоотношения с партнерами, клиентами и поставщиками, так и вглубь, обеспечивая более четкое понимание причинно-следственных связей.

Согласно выводам экспертов из The Data Warehousing Institute (TDWI), растущий спрос на BI-решения заставит вендоров пересмотреть политику ценообразования. Так, кроме алгоритмов расчета стоимости ПО, основанных на количестве работающих пользователей, появятся новые методы расчета, которые отталкиваются от количества используемых серверов. С другой стороны, компании-«стартапы», выходящие на рынок BI-систем, в качестве одного из своих конкурентных преимуществ предлагают упрощенную систему ценообразования по принципу «все включено».

Завоевывает популярность относительно новый класс BI-систем – управляемый событиями (event-driven). Во многих платформах уже реализованы возможности для непрерывного мониторинга и запуска предопределенных бизнес-процессов при выявлении критических состояний или обнаружении заданных событий. Кроме того, совершенствуются инструменты для администрирования на основе анализа активности пользователей. Такие возможности оказываются особенно востребованными при значительном увеличении числа пользователей. И если ранее эти инструменты разрабатывались отдельными нишевыми игроками, то сейчас они встраиваются непосредственно в BI-платформы.

Что касается аппаратной части, то большая часть внедрений BI будет использовать кластеры серверов, имеющие собственные средства для защиты от сбоев и восстановления данных. Кроме того, процессы извлечения и обработки данных (ETL) будут распараллеливаться, строиться на основе микро-пакетов или событийных триггеров, позволяющих сделать эти процессы максимально приближенными к реальному времени и обеспечить их непрерывное функционирование в режиме 24x7.

В 2009 году, по мнению экспертов из TDWI, системы для бизнес-анализа будут использоваться все более широким кругом пользователей в рамках компании. Так, если изначально предполагалось, что разработкой индивидуальных отчетов, предназначенных для решения текущих задач, будут заниматься максимум несколько десятков квалифицированных бизнес-пользователей, то теперь очевидно, что доступ к таким возможностям потребуется практически всем сотрудникам компании, число которых может достигать нескольких сотен, и даже более. Причем зачастую эти рядовые сотрудники не имеют достаточных знаний для разработки грамотных и четких запросов, безошибочно отвечающих на интересующие их вопросы. И BI-решения должны будут обеспечить гибкий, эффективный и интуитивно-понятный интерфейс, позволяющий справиться с этой проблемой. Решать эти задачи предлагается не только программными методами, но и путем создания специализированных программно-аппаратных комплексов.

Значительный рост числа пользователей приведет и к лавинообразному росту объемов обрабатываемой информации. Если раньше, анализируя исторические данные, пользователи заглядывали примерно на год назад, то сейчас они хотят иметь возможность проанализировать данные трех-, пяти- и даже десятилетней давности. Кроме того, информация становится более разнообразной — помимо данных из собственных корпоративных приложений, пользователи хотят анализировать и неформализованные данные (например, прайс-листы поставщиков и конкурентов, различную информацию из интернета). Все эти данные должны быть не просто учтены, но и взаимосвязаны между собой. Все это доводит объемы обрабатываемой информации просто до головокружительных величин.

Совершенствование поисковых технологий, считают в Gartner, окажется полезным для развития BI сразу по двум направлениям – для поиска уже готовых, близких по смыслу и структуре отчетов (а в крупных организациях такие стандартные отчетные формы исчисляются сотнями, а то и тысячами), а также для поиска информации, которая может быть полезна для анализа (среди данных других корпоративных приложений, то есть повторно используя уже обработанную и структурированную информацию).

Согласно последним прогнозам Gartner на 2009–2012 годы, в ближайшем будущем от BI-систем компании будут ожидать существенной помощи в выходе из экономического кризиса, планировании преобразований бизнеса, принятии стратегических и операционных решений, а также соответствии ужесточающимся требованиям акционеров и регулирующих организаций по предоставлению полной и прозрачной отчетности, в том числе финансовой. Однако у большинства организаций до сих пор нет достаточных инструментов для получения таких сведений.

До сих пор построением ИТ-инфраструктуры занимались, преимущественно, ИТ-подразделения компаний. В результате бизнес-пользователи отчасти потеряли доверие к создаваемым решениям, к их способности предоставлять необходимую информацию и средства для ее анализа, довольствуясь электронными таблицами или стандартными аналитическими инструментами, встроенными в транзакционные бизнес-приложения. По оценкам аналитиков, к 2012 году контроль над бюджетами BI-проектов на 40% перейдет к бизнес-подразделениям. Плюсы этой ситуации – в том, что они смогут потребовать внедрения BI-систем, содержащих необходимый им функционал для анализа эффективности бизнеса, онлайнового маркетингового анализа и прогнозирования, а не только для формирования отчетности пост-фактум. С другой стороны, это может обернуться неосмотрительным приобретением набора разрозненных решений, которые в целом не смогут обеспечить решения поставленных задач, и при этом создадут дополнительные сложности в процессе анализа информации, необходимой для принятия важных решений. Задачей ИТ-подразделений, в этой связи, становится выработка корпоративных стандартов, ограничивающих разброс рассматриваемых BI-систем.

По мнению экспертов из Gartner, к 2010 году 20% организаций будут иметь в своем портфолио BI-систем отраслевые аналитические приложения, предоставляемые по модели «по требованию». Несмотря на то, что в ближайшее время на рынке, скорее всего, появятся сотни компаний, способных обеспечить агрегирование информации, однако обеспечить должный уровень безопасности и надежности сможет лишь ограниченное число игроков, которые займут и монополизируют избранные ими вертикальные ниши.

Уже в 2009 году можно ожидать появления новой категории программных продуктов, объединяющих возможности BI-платформ и социальных сетей, и предназначенных для поддержки процессов принятия коллективных решений. Такое ПО позволит отказаться от традиционных алгоритмов принятия решений («сверху вниз») и выработать новые методы, основанные на коллективном обсуждении проблем.

К 2012 году около трети всех аналитических систем будут организованы как интегрированный комплекс разнородных приложений. По мнению экспертов из Gartner, мега-вендоры испытывают значительные трудности с объединением приобретенных ими продуктов на единой платформе. Кроме того, ориентация на использование решений единственного разработчика сужает возможности для выбора «лучших в своем классе» решений и в целом ослабляет позиции заказчика при обсуждении условий сделок. С другой стороны, мало кто из клиентов действительно уделяет должное внимание проработке сервисно-ориентированной архитектуры своих комплексных корпоративных систем.

Большинство компаний сейчас используют для интеграции отдельных бизнес-приложений (транзакционных и аналитических) корпоративные порталы. Однако они лишь позволяют пользователям удобно переключаться между различными системами. На смену ему должна прийти следующая ступень интеграции, когда операционные и аналитические приложения перекрываются благодаря наличию единой системы показателей, метрик, запросов, а также общему пользовательскому интерфейсу.

Источник: www.tadviser.ru

Подписка

RSS-материал