Как и зачем работает демпинг

Приём под названием демпинг – давний способ конкуренции. Сам по себе он достаточно безобиден: желая выгодно представить себя покупателю (особенно на новом для себя рынке), производитель ставит рыночную цену своего товара ниже, чем у конкурентов. Это способно принести новому игроку первый успех, и часто (при грамотном подходе) помогало встать на ноги ныне довольно известным брендам. Однако, у демпинга есть и тёмная сторона.

612

Небольшая разница в цене – явление частое, и работать оно может в обе стороны, делая один товар более доступным покупателю, а товар конкурента (что подчас оказывается куда прибыльней) – делает своего рода «элитным». Агрессивный демпинг считается запрещённым приёмом, и во многих странах антимонопольные государственные ведомства борются с тем, чтобы не позволить одному товару покорить рынок за счёт существенно заниженной цены.

Что даёт демпинг?

Демпинг не стоит рассматривать как источник сиюминутной прибыли. Хотя к нему часто прибегают вынужденно, когда производитель попросту не выдерживает конкуренции, по-настоящему выгодным этот метод становится лишь спустя время. Необходимо понимать, что снизив цены однажды, вернуть их обратно (без вреда для репутации) уже невозможно. Однако, иногда производитель и не ждёт успеха; например, возникает нужда избавиться от неперспективного товара – очень часто можно видеть, как для это применяют распродажи. Однако, явной зависимости спроса от низкой цены в большинство своём нет, и поступать так следует лишь в особо выверенных случаях, когда необходимо покинуть рынок с минимальными убытками.

Обратный мотив – желание найти своё место под солнцем в уже перегруженном рынке. Развитые отношения с клиентом не завязаны на ценовой политике, однако порой рынок успевает перенасытиться прежде, чем такие отношения успеют возникнуть. Это палка о двух концах: полученные за счёт низкой цены клиенты уйдут от вас при первой же возможности, если вы не смените тактику.

Борьба с демпингом

Опять же, следует подчеркнуть, что демпинг не всегда бывает зловредным, и подчас из него можно извлечь немалую прибыль. Выработать стратегию борьбы – дело сложное, тонкое и аналитическое. Оперативные меры зависят от целей конкурента, прибегнувшего к демпингу. Как правило, игроки на рынке узнают обо всех переменах раньше покупателя, и потому есть шанс воспользоваться новой ситуацией прежде, чем о ней узнают клиенты. Если конкурент всего лишь совершает прощальную распродажу, освобождая место другим, то необходимо лишь переждать, либо выработать совместную политику с конкурентами.

При появлении нового игрока, следует узнать, нельзя ли использовать его себе во благо. Обезопасив собственные позиции, можно позволить ему ослабить конкурентов. Принцип «разделяй и властвуй» особенно выгоден для тех, кто подстраивает обстоятельства и чужие амбиции под себя. Совсем иное положение – открытая война, объявленная именно вашей компанию. Меры борьбы с таким нападением – самые жёсткие, и требуют создания настоящего кризисного центра.

Если говорить о долгосрочных решениях, то за меру необходимо брать мнение собственных клиентов. Как они относятся к тому, что ваши цены выше? Адекватно ли вы платите им за лояльность? Вам необходимо сделать всё, чтобы цена перестала быть причиной их верности. Для этого нужно знать, за что ценят именно ваш продукт, как оценивают ваше отношение к клиентам, и на что те готовы ради сохранения статус-кво.

Подписка

RSS-материал