25.04.11 Три главных направления

Автор Ольга Мельник

Не имея однозначных критериев для выбора «лучших по всем статьям» ИТ-проектов, полезно ограничиться выбором проектов примечательных, характерных, «знаковых» для нынешнего года и второй половины прошлого. Такую попытку мы и предпримем в настоящей статье.

Точной статистики нет, но «навскидку», ориентируясь на пресс-релизы, конференционные выступления, личные беседы, можно утверждать, что несколько направлений оказались наиболее востребованными в послекризисный год. Это BI, CRM, автоматизация работы с документами, в первую очередь в госсекторе, усовершенствование уже внедренных ERP-систем, запуск в них новой функциональности.

Бизнес-аналитика

Мировые аналитические агентства, в том числе IDC, уже осенью 2008  г. предсказывали всплеск интереса к BI. Шквала проектов в России все же не последовало, но спрос действительно вырос. Условно можно выделить три его направления. Во-первых, BI-решения как средства подготовки внешней, обычно регуляторной отчетности, особенно в банках. Во-вторых, BI как инструмент анализа оперативной отчетности, повседневной работы среднего управленческого персонала. В-третьих, BI для «топов», высокоуровневая аналитика для принятия управленческих решений.

Примером проекта первого рода может служить Газэнергопромбанк. Здесь решили строить единое универсальное хранилище, и первой из задач, которые оно должно было решать, стала подготовка официальной отчетности для ЦБ. Ограничиваться этим в банке не собираются, и со временем планируется также подготовка управленческой отчетно­сти. Решение о создании хранилища было принято в конце 2007 г. Такой подход не стал чем-то новым: уже несколько лет эксплуатировалось хранилище самописное, но оно было построено на Pervasive SQL и имело ряд существенных ограничений по производительности и объемам обрабатываемых данных. Дальше поддерживать морально устаревшую систему совершенно не хотелось.

Хранилище в этом случае — единая база данных в головном офисе, куда собираются все данные из филиалов. Собранные данные обрабатывались, из них формировались обязательная отчетность и некоторые формы управленческой отчетно­сти. Однако при использовании самописного хранилища требовалось очень много времени для согласований, контроля и работы программистов. При этом достичь требуемой руководством оперативности было нереально. «Старая база достигла своего предела», — говорит Андрей Бурым, директор департамента информационных технологий банка. Новое хранилище сделали на тиражном решении «Контур». Конвертацию данных из самописной системы в промышленную не проводили, просто с 1 января 2008 г. стали загружать данные в новое хранилище. Три квартала в банке вели параллельный выпуск отчетных форм, сверяя результаты. Департамент финансов и другие бизнес-подразделения активно участвовали в проекте, поскольку были прямо заинтересованы в результатах, обсуждали каждое ТЗ. Вспоминая это, Андрей Бурым рассказывает: «Как только мы определились с данными и их отображением, проект пошел по графику, и 1 августа 2009 г. мы сдали отчетность ЦБ из новой системы». Пока реализованы около 30 форм отчетности. Когда будут готовы все 60 форм отчетности ЦБ, в банке намерены заняться развитием управленческой аналитики, а также бюджетированием с использованием функций и возможностей «Контура». Для создания витрин данных совместно с хранилищем применяется Oracle BI. По словам Бурыма, этот продукт полностью оправдал ожидания. Наладить взаимодействие двух продуктов оказалось легко.

Второе направление хорошо иллюстрирует проект построения хранилища данных в ВТБ 24. Он тоже продолжался не один год, но этап окупаемости пришелся как раз на время кризиса. Основными целями создания хранилища клиентской и аналитической информации (ХКАИ) в ВТБ24 были консолидация управленческой отчетности с использованием единой терминологии и методик и информационно-аналитическая поддержка деятельности банка для повышения качества принимаемых решений. Предполагалось также упорядочить и унифицировать методы управления данными и обеспечения качества информации. Для всего этого в банке были намерены внедрить промышленное интегрированное решение в каче­стве технологической платформы ХКАИ, используя стандартную отраслевую модель данных.

Предполагалось, что раз проект системообразующий, то он повысит капитализацию, а также улучшит качество решений и скорость их принятия. Планировалось увеличение объема продаж за счет применения аналитического CRM. Прямой экономический эффект в целом по банку ожидался на уровне 7—10 млн долл. в год, преимущественно за счет сокращения трудозатрат по подготовке данных, формированию и проверке отчетности, сокращению дублирующих функций. И это действительно произошло, свидетельствует Олег Амурский, начальник отдела клиентской информации и бизнес-аналитики банка ВТБ24, причем прежде всего за счет использования клиентской аналитики.

«В первую очередь мы обеспечили информацией средний менеджмент, аналитиков, операционных работников. Для топ-менеджмента формируются сводные агрегированные отчеты, которые доставляются прямо в почтовый ящик. Внедрение эффективных KPI на этих данных пока в разработке, на этапе сбора требований к этим показателям, — говорит Олег Амурский. — Планируем и дальше развивать хранилище, так как оно уже на рубеже 2008 г. дало убедительные экономиче­ские результаты. Продолжим развивать клиентскую аналитику, выделение сегментов, предложение карт и кредитов, сервисных компаний уведомления о платежах, причем развитие планируется в тех же масштабах, что и раньше. Бюджет этого проекта не сокращен. Параллельно с развитием ХКАИ в 2010 г. намечен первый этап создания онлайн-хранилища данных на базе новой технологической платформы, предназначенного в первую очередь для задач операционного CRM».

Примером проекта «BI для топ-менеджмента» смело можно считать создание нового хранилища данных в компании DPD. Здесь уже несколько лет среднему менеджменту доступна информация для оперативной работы, например для общения с клиентом — о том, какие его заказы были обработаны в прошлом месяце, с какими параметрами доставки, выполнены ли обязательства с обеих сторон. При этом видно, какие же были договоренности об условиях и каковы оказались фактические параметры доставки. Это хранилище — собственная разработка DPD на базе Oracle с Web-интерфейсом к нему. Однако постепенно пришло понимание, что с помощью отчетной системы можно не только информировать участников процесса о его результатах, но и оказывать влияние на сам процесс. Для этого система отчетности должна стать аналитической, то есть содержать информацию о состоянии главных, ключевых показателей деятельности компании, предоставляя ее в режиме «сегодня за вчера». Эти требования топ-менеджмента были выполнены, причем теперь оба хранилища полностью синхронизированы по пересекающимся наборам данных и используются каждый для своих целей. В 2010 г. планировалось перевести отчетность старого хранилища на новое и отказаться от дальнейшего использования старого хранилища.

Далее… http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=21042

Источник: http://www.iemag.ru/

Подписка

RSS-материал