Аналитика для Торговых компаний

 

Ритейл (розничные сети, торговля) в последние годы неизменно входит в число лидирующих отраслей по количеству внедрений BI-систем (Business intelligence – Бизнес-аналитика). И это вполне объяснимо: в поисках инструментов автоматизации ритейлеры все больше внимания уделяют тем решениям, которые позволяют быстро и достаточно легко повысить эффективность основных бизнес-процессов. Ведь для торговли вопрос оперативного получения реальных результатов от ИТ-проекта – один из жизненно важных. Рынок меняется очень быстро, в том числе и тенденции спроса, и на любые изменения надо реагировать моментально – только в этом случае продажи торговой сети будут расти.

По данным опроса, проведенного компанией Qlik, причины решения о внедрении BI-системы у большинства компаний совпадают, независимо от размеров торговой сети. Респондентам опроса предлагалось выбрать три наиболее важные причины. Самой популярной оказалась необходимость увеличить скорость и эффективность принятия управленческих решений – 88,6% опрошенных отметили эту потребность среди повлиявших на решение о запуске проекта. На втором месте с 72,7% оказалась, напрямую связанная с первой, причина – желание повысить производительность сотрудников, которые работают с теми или иными отчетами. В топ-3 причин также вошла потребность в интеграции разнородных источников данных для получения «единой версии правды» – на её долю пришлось 65,9% ответов.

Такие «прикладные» бизнес-причины, как поддержка расширения сети, повышение рентабельности торговых точек (в том числе повышение конверсии, среднего чека, маржинальности и пр.) и улучшение взаимодействия с клиентами, к сожалению, оказались не слишком популярны. Их выбрали значительно меньше респондентов.

Подобный выбор причин, скорее всего, свидетельствует о том, что в BI-системе большинство компаний видит инструмент взаимодействия сотрудников и упрощения получения отчетов, не более того. Таким образом, получается, что даже те, кто уже использует систему бизнес-анализа, не до конца раскрыли для себя ее возможности.

Об этом свидетельствует и оценка респондентами достигнутых результатов. 70,7% отметили, что после внедрения системы сократилось время на получение необходимых для принятия решения данных, 56,1% выделили рост скорости принятия и эффективности управленческих решений, а 48,8% – скорость и простоту создания отчетов.

Между тем, BI-системы в торговых сетях, наиболее часто используются именно для анализа продаж – на это указали 93,2% компаний. На втором месте по популярности оказались финансы – их анализируют с помощью BI 65,9%. Далее, с небольшим отрывом, идут закупки (59,1%) и маркетинг (52,3%). В аутсайдерах (по 11,4%) оказались безопасность и мерчандайзинг.

Зато позитивно можно оценить проникновение BI-систем в различные слои кадрового состава ритейлеров. В 90,9% компаний BI-решениями пользуются сотрудники среднего звена, в 79,5% – топ-менеджеры, в 61,4% – рядовые сотрудники и в 34,1% – владельцы бизнеса или акционеры.

В компаниях, использующих BI, довольно критично относятся к аналитическому инструментарию. Респонденты уверенно выделили функционал, нехватку которого они ощущают. Так, наиболее часто отмечается потребность в возможностях прогнозирования – это отмечают 69,8% опрошенных. На втором месте – выявление скрытых закономерностей в данных или data mining (44,2%). Недостаток в таком функционале, как мобильная аналитика, инструменты для совместной работы, возможности самостоятельного построения отчета пользователями и интерактивная визуализация, есть примерно у четверти респондентов.

Правда, в данном случае речь может идти не столько о том, что BI-система в принципе не обладает тем или иным функционалом, сколько о том, что он не используется. К примеру, чаще всего именно так обстоит дело с возможностями прогнозирования: даже если система обладает функциями составления прогнозов, многие компании в условиях недостатка инвестиций или ресурсов откладывают создание таких приложений на неопределенное будущее.

 

Решение Retail BI от ФБ Консалт

Компанией ФБ Консалт было разработано полнофункциональное аналитическое решение на платформе Qlik (QlikView, Qlik Sense) охватывающее все направления деятельности торговых компаний.

480

Преимущества аналитического решения Retail BI от ФБ Консалт
Анализ сумм и структуры чеков
Оценка ассортимента и ценовой политики предприятия.
Оценка эффективности работы торговых площадей магазина, эффективности мерчандайзинга.
Сегментация групп покупателей магазинов и анализ покупательских корзин (состав чеков различных групп покупателей).
Анализ наиболее часто встречающихся позиций в чеках (наиболее крупных чеках, чеков различных групп покупателей, чеках в какое-либо время суток).
Выделение совместно приобретаемых товаров.
Анализ динамики товарооборота, прибыли, средней суммы покупки и количества покупок по дням недели
Определение тенденций развития компании.
Определение товарных групп-«магнитов» и товарных групп-«паразитов», корректировка ассортимента и ценовой стратегии в плохо работающих группах.
Оценка эффективности проведенных мероприятий.
Анализ структуры товарооборота и прибыли (АВС–анализ)
Определения значения товарных групп, подгрупп, марок для магазина. Выбор методов работы с каждой группой, подгруппой, марками.
Оптимизация ассортимента.
Распределение площадей и полочного пространства.
Определение «вклада» товарных групп в повышение или снижение товарооборота.
Определение групп, наиболее чувствительным к различным событиям: изменениям на рынке, в потребительской среде, развитию технологий и т.п.
Анализ эффективности использования торговых площадей
Показывает «работу» торговых площадей: проблемные участки и потенциально перспективные зоны. Применяется для перераспределения места в торговом зале и на полках.
Оценка эффективности изменений планировки и/или выкладки, проведенных в магазине.

!!! ВАЖНО !!! Как и любое другое решение от ФБ Консалт, решение «Retail BI от ФБ Консалт» может быть гибко адаптировано (кастомизировано) под конкретные пожелания клиента.

 

Анализ предприятия

Список анализируемых показателей:

  • Количество продажи в шт  /остатки сеть/остатки склад все по группам
  • Анализ продаж (АБС-анализ, автомат БЭСТ ассортимент)
  • Планирование заказа на след сезон
  • План /факт поступления
 

Управление продажами

Список анализируемых показателей:

  • Выручка — выручка по ЦФО
  • План выручки за период  - Сумма по дням за период План чеков * План сред. Чек
  • Выполнение плана выручки — факт-план / план, %

481

  • Проходимость факт
  • План проходимости
  • Выполнение плана проходимости, магазин — факт-план / план, %

482

  • Число торговых смен за дату — численность персонала в конкретные дни
  • Ср. дневн. выработка на 1-го сотрудника, руб  — средняя выручка в пересчете на 1 единицу торгового персонала
  • Съем с квадратного метра
  • Трансформация (чеков/проходимость маг) — чеков продажи *100 / посетителей магазина
  • Конверсия (проходимость маг/проходимость тц) — посетители магазина *100 / посетителей ТЦ
  • Средний чек руб. — Средняя сумма чека за период
  • Средний чек ед. — Среднее количество единиц в одном чеке
  • Количество чеков на 1 сотрудника в день — Среднее количество чеков на 1 сотрудника в день
  • Количество чеков — Среднее количество чеков в день
  • План чеков, за период — Сумма по дням за период план трансформации * план проходимости
  • Выполнение плана чеков — факт-план / план, %

483

  • Трансформация факт
  • План трансформации за период — Средневзвешанный план трансформации, день по плану проходимости, день
  • Выполнение плана трансформации — факт-план / план, %

484

  • Укомплектованность (факт/план штатка) — кол-во сотрудников по факт. сменам / план по штату (усреднение по дням)

485

  • Расчетная площадь экспонирования — пул * площадь товаров групп
  • Площадь экспонирования — кол-во артикулов по остатку  * площадь товарных группы, артикул = артикул+цвет, артикул считается на остатке, если осаток артикул+цвет больше среднего минимального остатка по этому артикул+цвет
  • Заполненность магазина — площадь экспонирования *100 / расчетная площадь экспонирования
  • Скидка, руб. — сумма скидок (акций) из чеков за период
  • Возвраты, руб. — сумма из чеков по позициям с признаком возврата

Возможность отображения ключевых параметров на карте (например, выручка по магазинам, регионам или городам):

486

487

488

  • Остаток — артикул+цвет, по которому остаток в магазине на конец заданного периода (месяца, недели) больше среднего минимального остатка
  • Артикулы в пути — артикул+цвет, отправленные в магазин со склада (остаток в пути)
  • длительность остатка — (остаток + артикулы в пути) / артикулы из чеков за период
  • Out of stock, % — (артикулы, которые должны быть в магазине — остаток в магазине) *100 / артикулы, которые должны быть в магазине.
  • Сред. кол-во продавцов на 1 чек, чел. — среднее количество сотрудников магазина на 1 чек в день, чел
  • Сред.продажа по ТГ, руб. — средний чек в день руб.

Измерения и фильтры

  • Период (год, месяц, день недели, дата)
  • ЦФО
  • Группа ЦФО
  • Дивизион
  • Направление
  • Тип смены/должность
  • и другие …
 

Управление финансами

Список анализируемыех показателей:

  • L2L Выручка, % — Отношение средних выручек за день в заданном периоде и средних выручек за день в предыдущем эквивалентном периоде.
  • Торговая наценка, % — Отношение выручки к себестоимости.
  • Себестоимость, руб. — рассчитанная себестоимость товаров по данным БЗ/Инталева
  • Валовая прибыль, руб. — Разница выручки и себестоимости.
  • Операционные затраты — Операционные затраты
  • Чистая прибыль — Чистая прибыль

490

489

491

  • Доля операционных затрат от выручки, % — Соотношение операционных затраты к выручке
  • Доля ФОТ от выручки, % — Доля затрат на ФОТ в выручке
  • Доля аренды от выручки, % — Доля затрат на аренду в выручке
  • Товарные запасы — Товарные запасы. Количество товара и его стоимость.
  • Оборачиваемость ТЗ – Оборачиваемость товарных запасов
  • Кол-во start-up, шт. — Число планируемых/сданных магазинов из перечня плановых дат сдачи стартапов
  • Кол-во действующих объектов — Количество магазинов за период, по которым была выручка.
  • Сметная стоимость инвестиций по новым объектам
  • Факт.стоимость инвестиций по новым объектам
  • Плановый срок окупаемости по новым объектам
  • Факт. срок окупаемости
  • Остаток денежных средств
  • Общий CF
  • Кредитный портфель
  • Депозиты
  • Эффективная ставка %

Измерения и фильтры

  • Период (год, месяц, день недели, дата)
  • ЦФО
  • Группа ЦФО
  • Статья
  • Группа статей
  • Дивизион
  • Сценарий
  • Направление
  • ЮЛ
  • Статья ДР + Иерархия статей ДР
  • Справочник ТЦ
  • Объект
  • Статус
  • и другие …
 

HR

  • % ФОТ к ТО
  • Соотношение постоянной и переменной части мотивации
  • Текучесть 
 

Маркетинг

  • Оценка эффективности работы магазина в сопоставлении с конкурентами (кол-во чеков)
  • Анализ активности конкурентов (требуется на постоянной основе заполнять стандартную форму отчетов)
 

АВС анализ

ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето — 20% всех товаров дают 80% оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п.

ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:

  • А — наиболее ценные, 20% — ассортимента; 80% — продаж
  • В — промежуточные, 30% — ассортимента; 15% — продаж
  • С — наименее ценные, 50% — ассортимента; 5% — продаж

В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4–5 групп.

492

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объёмов отгрузки определённых артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объёму сделанных ими заказов.

 

Сравнительный анализ

Сравнительный анализ позволяет с легкостью сравнить значения различных показателей для любых выборок данных (например, текущий месяц, с предыдущим, один магазин, с другим, и т.п.).

493

Тест-драйв Qlik

Вы можете испытать все возможности QlikView самостоятельно, в том числе и на собственных данных. Отправляйте нам запрос на адрес info@fbconsult.ru и мы ответим на любые Ваши вопросы и предоставим Вам ПОЛНОФУНКЦИОНАЛЬНУЮ версию QlikView для изучения и тестирования на Ваших данных.

Компания "ФБ Консалт" предлагает Вам уникальную возможность бесплатно протестировать полнофункциональную платформу бизнес-аналитики нового поколения Qlik (QlikView либо Qlik Sense) на Ваших данных, чтобы понять насколько она Вам подходит.

509

Более подробную информацию о предложении Вы можете узнать на нашем сайте.

ФБ Консалт

Компания ФБ Консалт является официальным партнером компании QlikTech и предлагает весь спектр услуг по разработке и внедрению решений на базе передового продукта бизнес-аналитики нового поколения – QlikView.

Нас выбирают лидеры отраслей
Решениям от компании ФБ Консалт доверяют лидеры отраслей.
Посмотрите список наших клиентов на нашем сайте.

Свяжитесь с нами


Более подробную информацию Вы можете получить, позвонив в "ФБ Консалт" по тел.:  +7 (495) 781–6400 или отправив запрос по электронной почте: info@fbconsult.ru. Специалисты компании с радостью ответят на все интересующие Вас вопросы. Обращайтесь!


Подписка

RSS-материал